Театр является одним из самых эффективных средств приобщения к культуре и искусству и воспитания нового поколения интеллигентных людей. Он один из самых доступных видов искусства для детей, который позволяет помочь раскрыть их духовный и творческий потенциал.
В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики, движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.
Образование предполагает синтез двух составляющих: обучения и воспитания, однако за последнее десятилетие само понятие «образование» потеряло свою целостность, оно несколько деформировалось и отказалось от важного составляющего – воспитания.
Попытки современного общества приспособиться к реальности двадцать первого века привели к достаточно плачевным и сомнительным результатам. А именно: к искажению у детей нравственных ценностей, равнодушному отношению к событиям, происходившим в нашей истории, доминированию материальных ценностей над духовными, подмене понятий и искажению национальной идентичности, а также нетерпимости ко всему русскому. Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить ребенка любить и быть патриотом своей страны, если изначально такую задачу не ставили внутри семьи, в которой он взращивается. Чувствовать себя частью своего народа трудно. Этому нельзя научить, но есть возможность, рассказать, показать, объяснять и рассуждать вместе с учащимися об этих важных событиях и их понимании, таким образом воздействуя на учащихся своим примером, примерами реальных событий истории и реальных людей, сценическим искусством (театр).
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действие подрастающего человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Поэтому эмоции, чувства детей предстают как вполне конкретный результат влияния театрального искусства. Театр способен повлиять на поступки, мотивы поведения, эмоции учащихся детской театральной студии, обрести зримые очертания и формы проявления в жизни. Занятие в театральной студии дает учащимся эмоционально-образное восприятие окружающего мира и является одной из основ формирования их патриотизма. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир. Именно личностная вовлеченность детей в практическую деятельность социального или художественного творчества, позволяют формировать чувства патриотизма, желание ребят участвовать в общественной жизни своего детского коллектива, учреждения, города, в жизни своей страны.
Погружение в репетиционные процессы театрального спектакля помогает воспитанникам театральной студии лучше и глубже познавать важные процессы истории, людей и времена — воспитывает патриотические чувства, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала. Театр помогает развить у ребенка любовь к себе, к своим родителям, к родному краю, Отечеству, а также помогает обрести готовность встать на защиту своей Родины и ее граждан.
Самое важное в современных реалиях, которые довлеют над формированием будущего пока еще юного гражданина — это методически строго выверенный педагогический подбор образовательно-развивающего материала. Именно с этого и начинают запускаться и реализовываться все личностно формирующие процессы. Всё это необходимо делать постепенно, без давления, фанатизма и пафоса, начиная с альбома старых фотографий дома и историй своей семьи, продолжая с любви близких, друзей и той удивительной природы, в которой ты родился и живёшь. Своим примером педагог призван пробуждать интерес и любовь учащихся: к родине, отчизне, родным, истории, природе и всему тому, что должно стать важным для самих ребят. И коллективный вид искусства, театрализация, как никакая другая форма работы сплачивает ребят, позволяет в полной мере ощутить чувство совместного сотворчества. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к уголку своей малой Родины, — всё это помогает формированию таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, которое постоянно осуществляется на театральных занятиях. Для результативной работы системы патриотического воспитания в театральной студии используются различные формы работы; театр, несущий в себе функции нравственного, эстетического и патриотического воспитания, легко создает в душе ребенка ощущение праздника и чувство сопричастности к чему-то великому.