СИНЯЯ-СИНЯЯ

Галлюцинация в одном действии без антракта. Спектакль поставлен по мотивам рассказа «Синяя-синяя» классика белорусской литературы Владимира Короткевича.

“25-га ліпеня 1880 года. Вялікая паўночная Сахара. Іх засталося толькі двое: маленькая дзяўчынка Джаміля і Пятрок Ясюкевіч, былы паўстанец, былы Беларус, былы чалавек… чалавек без яды, без вады, без Радзімы”
Чтобы отвлечь девочку от мук жажды, Петрок рассказывает историю-сказку про свою Родину-Рай «Синюю-синюю», историю потери и обретения.
Время и пространство распадается. Всплывают и смешиваются в коктейль картины прошлого и миражи, образуя мозаику сцен. Находясь между галлюцинацией и физической реальностью, герой делает попытки реконструкции событий своей жизни и осознания их. Но попытки постоянно разбиваются безжалостным врагом – песком, все больше захватывающим их в плен.

Режиссер —  Игорь Казаков
Музыка — Александр Литвиновский
Художник — Татьяна Нерсисян

Исполнитель роли Петрока Васюкевича – Николай Стешиц  (Заслуженный артист Республики Беларусь)

Премьера: 9 декабря 2016 г.

Выступления в средствах массовой информации о спектакле, режиссере, актерах:

Бунцэвіч Н. «Перакладаючы» Караткевіча // Культура. 1.04.2017. 

«М.@rt.контакт-2017». Обсуждение спектакля «Синяя-синяя». Казаков и Нерсисян – лучшего тандема придумать нельзя // Сайт Могилевского областного исполнительного комитета. 24.03.2017

Степуценка Н. Нас таксама загналі пад зямлю. Наталля Сцепуценка пра спектакль “Сіняя-сіняя” // Сайт Могилевского драматического театра.

«Март-контакт-2017». День второй: «Архипелаг», «Король умирает» и «Синяя-синяя» // Сайт информационного агентства «Могилевский ведомости». 23.03.2017.

Волобуева К. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФОРУМ «М@РТ.КОНТАКТ — 2017». ДЕНЬ ВТОРОЙ. Впечатление.  [О спектакле «Синяя-синяя» В.Короткевича]// Театральный блог «Двери».

Орлова Т. Мартовские игры. Каков главный итог мартовских театральных игр в Могилеве? [] // СБ. Беларусь сегодня. 31.03.2017.

Лучший спектакль и лучшие зрители. Итоги двенадцатого театрального форума «М.@rt.контакт» //tut.by. 29.03.2017

Март контакт . День второй [Спецвыпуск MSU.news. О спектакле «Синяя-синяя» В.Короткевича]
Театральный форум «М@rt.контакт» [О спектакле «Синяя-синяя» В.Короткевича] // planetabelarus.by

1 thought on “СИНЯЯ-СИНЯЯ”

  1. Мираж вместо горизонта

    «Синяя-синяя» – инсценировка Могилевского театра кукол одноименного рассказа Владимира Короткевича. Режиссер Игорь Казаков и сценограф Татьяна Нерсисян показывают то, от чего далек современный зритель: конец 19 века, дальнюю Сахару, про которую большинство знает только из учебников географии или картинок и видео в интернете. И в этой незнакомой реальности находится одинокий герой – Петрок Ясюкевич (Николай Стешиц). Его Родина далеко, вокруг лишь пустыня.
    Песок господствует на сцене. Он не что иное, как еще один активный персонаж истории. Он словно мираж появляется и рассыпается на медийном полотне вдали. Кажется, еще немного и песчаные дюны, песчинка за песчинкой, начнут медленно осыпаться и заполнять собой зрительный зал.
    Перед нами предстают две разные реальности: белорусская и та, чужая, африканская, с одним и тем же героем, который мечется между ними. Петрок будто находится в двух местах одновременно, когда действие разворачивается на его родине, поразительно похожа на главного героя кукла сидит рядом, как напоминание о том, что воспоминания –не более чем мираж, вызванный жаждой и палящим солнцем. Их он хранит в чертогах своей памяти, которые визуализируют зелено-серые ящики для патронов и оружия, сваленные на горячем песке. Ужасные картины вперемешку с мирными пейзажами он запер там много лет назад, чтобы избавиться. Но они появляются вновь… Зрители видят страшные лица земляков Петрока, измученные и иссохшие, с черными бездонными глазницами и странными, полными боли, выражениями лица смотрят на главного героя с экрана, пробуждая в нем его худшие воспоминая и страхи, которые он старался забыть. Они и в виде кукол появляются один за другим из разных ящиков, которые он тут же запирает, придавливает всем весом своего измученного тела. Но этот процесс необратим, маятник запущен…
    Вот он уже сам вновь лишен свободы, зачеркивает на стене дни, недели своей потерянной жизни. Надевает грубые сапоги и исполняет на ящиках своеобразный «танец» всех солдат, душегубов и мучителей, которые долгое время опустошали его Родину. Выстукивая наперекор музыкальному сопровождению свой ритм, он имитирует их строевой шаг, отчеканенный до совершенства, каждый участник которого уже не личность, а часть огромной машины для уничтожения всего, что стоит у нее на пути. Во время этого эпизода актер приводит в движение два игрушечных черных «воронка». И их вращение вокруг своей оси сопровождается жутким стрекочущим звуком, напоминающим шум скользящей пулеметной ленты.
    Но кроме этих страшных и пугающих картин, в голове героя рождаются и более светлые галлюцинации. Теплый деревенский дом с серым дымком, идущим из трубы. Мать, качающая и убаюкивающая своего ребенка. Свежее сено, аккуратно, по-хозяйски собранное заботливыми руками. Елки, сосны и яблони с сочными красными плодами, одно из которых он срывает и с жадностью ест… Петрок в буквальном смысле ныряет в эти воспоминания с головой, умывается ими из небольшого аквариума с водой. Они приносят ему надежду и веру, пробуждают в нем желание превратить этот синий мираж в реальность и защищать до конца своей жизни, до последней капли крови…

    Коливерда Елизавета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *