Блюдо дня — «трагифарш»

Белорусский интернет-журнал о театре и синтетических видах искусства «Культпросвет» рецензирует выступление наших артистов на II Молодежном театральном форуме стран Балтии, Грузии и СНГ.

Около двух десятков кукол,
восемь лопат,
семь актеров,
два трупа и
плюс бесконечность удовольствия для ума и сердца.

Такой бездушной цифирью можно охарактеризовать спектакль Могилевского областного театра кукол «Гамлет».

В «трагифарше», который вместе с актерами «накрутили» режиссер Игорь Казаков, художник Александр Вахрамеев и композитор Егор Забелов, хватает соли, перца и других приправ, превращающих хрестоматийное произведение в современный спектакль, где изобретательность формы отнюдь не маскирует отсутствие содержания, близкого и понятного молодежи и вообще любому зрителю, пришедшему в театр не за иллюстрацией к классическому тексту.

В шекспировской трагедии, которую современник не в силах воспринимать серьезно, режиссер находит буквальные смыслы и с выдумкой и удовольствием открывает их зрителю. Уж если брак Гертруды и Клавдия — грех и бешенство плоти, то надо показать и плоть, и любовные утехи «стариков». Если Гамлет-старший для сына — собрание всех добродетелей и достоинств, то его надо превратить в памятник на пьедестале. И конечно, снять все неясности по поводу «было или нет» у Гамлета и Офелии.

В таком подходе не чувствуется простого желания спуститься к зрителю или удивить его. В достаточно обширном арсенале выразительных средств нет обычной ориентации на удержание внимания аудитории. Две кукольные ипостаси короля и королевы представляют их «официальные» и человеческие роли. Небольшие планшетные куклы в коронах, напоминающие статуи, разительно отличаются от мешковатых тел, одно из которых от души лупит и швыряет Гамлет, в то время как «живая» Гертруда страдает от сыновьих слов в сторонке.

Куклы, маски, костюмы, актеры — их сочетания и смыслы, создаваемые ими, настолько обильны, что текст Шекспира, не полинявший при этом ни перышком, в спектакле Могилевского театра скромно уходит на второй план.

Слова в «Гамлете» почти теряют свое значение: текст подчеркнуто произносится скороговоркой, теряется в истеричных выкриках, заглушается музыкой. Слова ничего не значат, какими бы пафосными ни были сложенные из них фразы, и становятся здесь просто фасадом, прикрывающим эмоции или отсутствие действий.

Гамлет Юрия Дивакова, примеряющий на себя костюм супергероя и стремящийся установить  справедливость в мире, став орудием возмездия в отдельно взятом Эльсиноре, больше говорит и принимает эффектные позы, чем действует. Не зря одна из его последних фраз — «Готовность — это все».

Гамлет в самом деле готов перемолоть бензопилой в фарш весь королевский двор, но его готовность — человека одинокого, инфантильного, прижимающего к себе собственную куклу — далека от действий. Решить для себя быть или не быть он все-таки не может. Поэтому за эффектным псевдофиналом со взлетающими к небу частями кукольных тел следует финал настоящий. Оставив красные трусы супергероя и принарядившись в трагические черные цвета, Гамлет просто оступается, падая в могилу под ритмичный звук заступов, копающих еще сотню могил для сотни новых Гамлетов, которые обязательно в них попадут.

Екатерина Ерёмина, Культпросвет

Фото — Татьяна Шульгевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *