Театр кукол оказывает особое влияние на развитие личностных качеств детей, их творческих способностей. Формирует у них желание не только потреблять, но и творить, смотреть, видеть, образно мыслить, слушать и слышать.
Вот уже несколько лет в Учреждении культуры «Могилевском областном театре кукол» перед началом спектаклей организована творческая деятельность с детьми, пришедшими на спектакль.
Привлечение ребят к художественной творческой деятельности в театре кукол перед началом спектаклей — сильное и в тоже время ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания. С помощью нетрадиционных способов художественной деятельности педагог-организатор театра кукол совершает скромную попытку привить ребятам любовь к творчеству и познанию, укрепляет их веру в собственные силы, позволяет легче адаптироваться к социальной среде.
В ходе совместной деятельности педагога и ребят решаются многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
— начальным художественным воспитанием и образованием детей;
— формированием эстетического вкуса;
— нравственным воспитанием;
— развитием коммуникативных качеств личности;
— развитием памяти, воображения, фантазии и речи.
— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости.
Импровизированные творческие задания позволяют развивать:
- Мелкую и крупную моторику.
Мелкая моторика развивается, когда ребёнок выполняет задания, связанные с изготовлением мелких деталей из мягких подручных материалов, ощупывая каждый элемент, стараясь выполнить задание качественно и быстро. Движения рук и пальцев находятся в тесной взаимосвязи с работой мозга, что в свою очередь способствует развитию речи и мышления.
- Память.
Ребёнок учится не только запоминать последовательность выполнения операций по изготовлению художественного продукта, но и выстраивать логические взаимосвязи, запоминая, как строится процесс изготовления, почему необходимо выполнять действия в определенной последовательности, на что это влияет, и.т.д.
- Образное мышление.
Ребёнок, участвующий в творческой деятельности перед началом спектаклей, включается в процесс, в котором развивается фантазия, формируется умение представить окончательный результат своей деятельности, активизируется визуальное и слуховое созерцание, внимание, обогащается словарный запас.
- Коммуникативные навыки.
Когда ребёнок участвует в изготовлении художественных творческих работ совместно с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции. Ребята учатся координировать свои действия с другими участниками творческого процесса.
- Творческие способности.
Творчеством пронизан весь ход изготовления импровизированных художественных работ. От зарождения идеи, до окончательного результата. Дети с радостью принимают участие во всех видах художественной активности, это даёт возможность выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает их, повышает уверенность в себе.
Все это происходит благодаря тому, что театр кукол очень близок детям. И вовлекаясь в активную творческую деятельность перед началом представлений, стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, а активный малыш, в свою очередь, получает возможность реализовать свою потребность в общении, в активном действии, и как следствие этого — во время спектакля становится более внимательным и сосредоточенным.